Форма входа

Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Образование » Психология

Метамодальные вопросы

Метамодель

Признак

Пример

Метамодальный вопрос

Неконкретные имена существительные и местоимения

Отсутствие конкретной информации

Бесчувственный мужчина, они меня не любят, все вы за одно.

Восстановить исчезнувшую информацию или опыт. Кто или что конкретно?

Неконкретные глаголы

Глагол обозначает действие или процесс но без деталей.

Меня достали, жена меня расстраивает, сын меня пугает.

Восстановить реальность действия. Как именно это происходит? Что он конкретно делает?

Номенализация

Слово с процессуальным значением используется как существительное

Депрессия лишает меня покоя. Меня сковал страх. Мне не хватает свободы.

Мои комплексы мне мешают. Моя судьба.

Восстановить процесс. Можно ли это измерить, положить на весы? Задать вопрос о процессе.

Модальные операторы возможности и необходимости

Ограничения и убеждения

Не могу, не должен, нельзя, запрещено, невозможно, необходимо, должен, обязан.

Выход за рамки ограничений, которые делают невозможным что-то. А что будет если вы не сделаете или сделаете это?

Универсальный квантификатор

Универсальные количественные

Все, всегда, никто, никогда, ни разу.

Разрушить сверхобобщение.

А) Никто?

В) совсем, совсем никто?

С) Кто именно?

Сравнение с умолчанием

(карпораторы)

Прилагательные или наречия, упускающие то, с чем сравнивают.

Тебе хорошо, вам лучше, мы бедные, я толстая, я некрасивая, мой муж умнее, тебе легче.

Выявление критерия с чем сравнивают. По сравнению с кем или чем?

Отсутствие референтного индекса

Вроде бы о ком-то говорят, но не понятно о ком.

Это меня мучает,эти люди, он делает, они думают.

Идентификация конкретного предмета или человека. Кто конкретно?

Незаконченные предложения

Что-то имеется ввиду. Простое упущение.

Я занят, я не знаю, мне не удобно.

Восстановление недостающей информации. Чем занят? Чего не знаешь? Что именно тебе неудобно?

Чтение мыслей

Приписывание своих мыслей другому человеку

Она знает что я…

Они считают…

Знаю я что ты обо мне думаешь…

Как вы это узнали?

Суждения

Отсутствие ссылки на конкретного человека или объект.

Давно известно, что…,

Очевидно что…, Все давно знают, что…, Каждому дураку понятно, что…

Поиск предмета ссылки. Кто именно так считает? Для кого это очевидно? Какому именно дураку это понятно и почему ты вообще на него ссылаешься?

Нарушение причинно-следственных связей.

А→В

Перенос ответственности за свое поведение на другого человека.

Когда он приходит поздно, я расстраиваюсь. Если бы ситуация меня не вынудила, я бы так не поступил.

Восстановить причинно-следственную связь (стимул-реакция). Как это происходит?

Комплексная эквивалентность А=В

Два разных опыта интерпретируются в сознании человека как единое целое (по принципу если…, то…)

Хорошие дети учат уроки вовремя.

Те, кто любят, дарят цветы.

Она на меня не смотрит, значит она меня не любит.

Разрушение шаблона.

Значит ли, что только те дети, которые учат уроки, хорошие?

Достаточно ли того, чтобы учить уроки, чтобы быть хорошим ребенком?

Пресубпозиция.

А=›В

Предварительная изначальная информация. Предположение рассматривается говорящим как реальность, от которой строятся последующие выводы или новые предложения.

Если бы ты знала как мне плохо, ты бы так не говорила. Если бы ты была порядочная девушка, ты бы не ходила по ночам, где попало.

Зная что у нас мало времени, ты опять опоздала.

Уточнить ситуацию, разбить на два предложения, разорвать связь. Перевести в комплексную эквивалентность, можно сразу в ресурсную (В=А) и т.д.



Источник: http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/nlp-books-menu/804-nlp-2th-segment
Категория: Психология | Добавил: pushkinsergey (22.11.2012)
Просмотров: 565
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0