Метамодель | Признак | Пример | Метамодальный вопрос |
Неконкретные имена существительные и местоимения | Отсутствие конкретной информации | Бесчувственный мужчина, они меня не любят, все вы за одно. | Восстановить исчезнувшую информацию или опыт. Кто или что конкретно? |
Неконкретные глаголы | Глагол обозначает действие или процесс но без деталей. | Меня достали, жена меня расстраивает, сын меня пугает. | Восстановить реальность действия. Как именно это происходит? Что он конкретно делает? |
Номенализация | Слово с процессуальным значением используется как существительное | Депрессия лишает меня покоя. Меня сковал страх. Мне не хватает свободы. Мои комплексы мне мешают. Моя судьба. | Восстановить процесс. Можно ли это измерить, положить на весы? Задать вопрос о процессе. |
Модальные операторы возможности и необходимости | Ограничения и убеждения | Не могу, не должен, нельзя, запрещено, невозможно, необходимо, должен, обязан. | Выход за рамки ограничений, которые делают невозможным что-то. А что будет если вы не сделаете или сделаете это? |
Универсальный квантификатор | Универсальные количественные | Все, всегда, никто, никогда, ни разу. | Разрушить сверхобобщение. А) Никто? В) совсем, совсем никто? С) Кто именно? |
Сравнение с умолчанием (карпораторы) | Прилагательные или наречия, упускающие то, с чем сравнивают. | Тебе хорошо, вам лучше, мы бедные, я толстая, я некрасивая, мой муж умнее, тебе легче. | Выявление критерия с чем сравнивают. По сравнению с кем или чем? |
Отсутствие референтного индекса | Вроде бы о ком-то говорят, но не понятно о ком. | Это меня мучает,эти люди, он делает, они думают. | Идентификация конкретного предмета или человека. Кто конкретно? |
Незаконченные предложения | Что-то имеется ввиду. Простое упущение. | Я занят, я не знаю, мне не удобно. | Восстановление недостающей информации. Чем занят? Чего не знаешь? Что именно тебе неудобно? |
Чтение мыслей | Приписывание своих мыслей другому человеку | Она знает что я… Они считают… Знаю я что ты обо мне думаешь… | Как вы это узнали? |
Суждения | Отсутствие ссылки на конкретного человека или объект. | Давно известно, что…, Очевидно что…, Все давно знают, что…, Каждому дураку понятно, что… | Поиск предмета ссылки. Кто именно так считает? Для кого это очевидно? Какому именно дураку это понятно и почему ты вообще на него ссылаешься? |
Нарушение причинно-следственных связей. А→В | Перенос ответственности за свое поведение на другого человека. | Когда он приходит поздно, я расстраиваюсь. Если бы ситуация меня не вынудила, я бы так не поступил. | Восстановить причинно-следственную связь (стимул-реакция). Как это происходит? |
Комплексная эквивалентность А=В | Два разных опыта интерпретируются в сознании человека как единое целое (по принципу если…, то…) | Хорошие дети учат уроки вовремя. Те, кто любят, дарят цветы. Она на меня не смотрит, значит она меня не любит. | Разрушение шаблона. Значит ли, что только те дети, которые учат уроки, хорошие? Достаточно ли того, чтобы учить уроки, чтобы быть хорошим ребенком? |
Пресубпозиция. А=›В | Предварительная изначальная информация. Предположение рассматривается говорящим как реальность, от которой строятся последующие выводы или новые предложения. | Если бы ты знала как мне плохо, ты бы так не говорила. Если бы ты была порядочная девушка, ты бы не ходила по ночам, где попало. Зная что у нас мало времени, ты опять опоздала. | Уточнить ситуацию, разбить на два предложения, разорвать связь. Перевести в комплексную эквивалентность, можно сразу в ресурсную (В=А) и т.д. |