Форма входа

Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Спорт » Коньки

Коньки в детском. саду Основной период обучения. (Пустынникова Л.Н.)
В основной период обучения, который охватывает 24—25 занятий, ставятся задачи: формирование новых двигательных навыков катания на коньках и закрепление движений, уже имеющихся после подготовительного периода обучения. Целесообразно продолжать обучение технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по прямой, учить катанию по кругу; приучать сочетать отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков, учить поворотам и торможению.

Необходимо предоставить детям с целью приобретения прочных навыков катания по прямой возможность выполнять разбег разными способами (короткими и длинными шагами); учить их переключать одно двигательное действие на другое (разбег и скольжение на двух ногах; разбег, скольжение и поворот; разбег, скольжение и торможение; разбег и выполнение различных фигур в одноопорном скольжении). В этот период совершенствуются навыки самостоятельности при подготовке к занятию, дети приучаются оказывать помощь своим товарищам во время занятий.

Весь процесс обучения в основном периоде распределяется на три части. Вначале дети усваивают катание по прямой, как основу всего содержания обучения. В это время ребята учатся сохранять правильную посадку при устойчивом равновесии и правильно отталкиваться, соблюдая направление толчка в сторону-назад и выполняя определенный взмах руками. Затем предусматривается совершенствование приобретенных навыков в играх, эстафетах и формирование умения управлять туловищем и движением ног при выполнении бега по кругу, поворотах и торможениях. Важно научить детей во время скольжения на коньках переключаться с одного движения на другое, а во время отталкивания и скольжения переносить тяжесть тела с левой ноги на правую. От этих умений зависят устойчивость конькобежца и длительность одноопорного скольжения. В конце обучения осуществляется закрепление всех приобретенных умений и навыков и ставится новая задача — формирование навыков скольжения на одном коньке после небольшого разбега в разных позах: присев на одну ногу, вытянув вперед другую, стоя на одной ноге, другую отвести назад или, согнув, поднять ее вперед.

Необходимо постепенно усложнять содержание занятий с учетом структуры изучаемого движения, так как известно, что только последовательное, постепенное усложнение занятия позволит детям быстро и сознательно усвоить предлагаемое упражнение, накопить двигательный опыт. В занятия последовательно включаются разнообразные подводящие и специальные упражнения, большей частью в игровой форме.

  1. Катание по прямой разными способами: с помощью толчка одной ногой; двумя ногами с последующим переходом на двухопорное скольжение, с помощью поочередных отталкиваний обеими ногами без перехода на скольжение на сомкнутых ногах.
  2. Повороты — три вида: с разбега по прямой поворот в любой части прямой; с разбега переход на скольжение на сомкнутых коньках и поворот у обозначенного места влево или вправо (поочередно); с разбега переход на скольжение с последующим въездом в ограниченное пространство — в дугу, выложенную из снега или нарисованную на льду.
  3. Катание по кругу двумя способами: отталкиваясь правым коньком, скользить на наружном ребре левого конька; отталкиваясь левым коньком, скользить на наружном ребре правого конька.
  4. Торможения двумя способами: «плугом», «полуплугом».
  5. Скольжение на одном коньке после разбега.
  6. Игры на льду.
  7. Произвольное катание.

Как уже отмечалось, большое место в обучении занимает катание на коньках по прямой. Дети учатся сохранять правильное положение туловища и устойчивое равновесие, правильно отталкиваться, соблюдая необходимое направление толчка в сторону-назад, приучаются согласовывать движения рук и ног. Во время освоения катания по прямой широко используются упражнения в однотипных условиях. Когда движение будет усвоено, можно ввести игры и перейти к катанию по кругу, научить детей поворотам и торможениям, используя при этом различные упражнения и игры.

Важно научить детей во время скольжения на коньках своевременно переключаться с одного движения на другое. Несколько позже вырабатывается новое сложное умение — дети скользят на одном коньке после предварительного разбега в самых разнообразных положениях: стоя на одной ноге, другая в это время согнута в колене и поднята вперед — «цапля», или прямая отведена назад — «ласточка», присев на одну ногу, другая вытянута вперед-вверх — «пистолетик».

Таким образом, в основной период обучения включаются упражнения на льду (46% времени), произвольное катание (20%) и игры (34%).

В основном периоде обучения играм отводится больше места. Это объясняется тем, что в игре движения становятся целью игровой активности ребенка. Не менее важное значение имеет и произвольное катание. Дети по своей инициативе упражняются в тех действиях, которые им больше нравятся, в которых они достигли лучших результатов. В то же время пытаются самостоятельно овладеть наиболее сложными и трудными для усвоения действиями.

Успех в формировании двигательных навыков зависит от правильного подбора упражнений и игр на льду.

Дети уже имеют некоторый опыт катания по прямой на снежной площадке. Однако в новой, непривычной обстановке ребята сильно напрягаются и передвигаются очень осторожно. Это связано с тем, что, занимаясь на льду, дети сталкиваются с новыми условиями выполнения движений на скользкой, твердой поверхности льда, стоя на небольшой и подвижной опоре. Дети приобретают новое для них «чувство льда», которое представляет собой сложное комплексное восприятие, связанное с двигательной чувствительностью и звуковыми ощущениями, возникающими при соприкосновении конька с поверхностью льда. Выполняя разбег, дети боятся в нужный момент вывести тело из равновесия. Это затрудняет передвижение на коньках. Поэтому вначале обучение на льду следует начинать с обычной ходьбы на коньках по катку в сочетании с упражнением «елочка». Ребенок скользит на одном коньке, отталкиваясь в это время другим коньком. Подобные ориентировочные действия позволяют ему более качественно выполнить задание, уменьшается количество проб и ошибок, что приводит к более точному овладению техникой отталкивания. После этих упражнений можно перейти к следующему упражнению— разбегу, отталкиваясь поочередно обеими ногами, и последующему скольжению. Затем проводятся и другие упражнения. Таким образом, детей знакомят с новыми движениями постепенно, опираясь на ранее освоенные.

От занятия к занятию возрастает и трудность новых заданий. Если детям вначале разрешается кататься по прямой, переходя на скольжение на двух сомкнутых ногах, то впоследствии они должны уметь попеременно скользить то на одной, то на другой ноге. На первых занятиях от ребят не требуется длительного скольжения на одном коньке, они делают неограниченное число шагов. В дальнейшем они успешно справляются с заданием выполнить нужное количество шагов.

Одним из ведущих элементов техники катания на коньках является группировка, умение принять наиболее целесообразную для скольжения на двух сомкнутых коньках позу с достаточно сильно согнутыми ногами и наклоненным вперед корпусом. Для этого вводится упражнение «Пружинка». Сначала его рекомендуется выполнять с помощью разбега из 2—3 шагов, затем из 4—5 шагов.

При обучении катанию по кругу надо приучать дегей управлять сначала одним скользящим коньком, наклонив его на наружное ребро, другая нога в это время производит отталкивание в сторону-назад. Это упражнение выполняется в обе стороны. Надо следить, чтобы дети наклоняли туловище в сторону поворота. Упражнение лучше выполнять одновременно 4—5 ребятам, которые равномерно размещаются по кругу, нарисованному на льду. Остальные следят за тем, как выполняется задание.

Через 2—3 занятия на льду детей учат поворотам с разбега по прямой. При этом соблюдается определенная последовательность. Сначала ребята разбегаются до определенного ориентира, находящегося на расстоянии 3—4 м, затем скользят на двух ногах и у снежного кома делают поворот, наклоняя коньки и туловище в сторону поворота. Можно предложить детям после разбега въехать в дугу, нарисованную на льду, или коридорчик, сделанный из снега. Такое упражнение позволяет детям благодаря ориентиру заблаговременно определить, в какую сторону надо наклонить коньки и туловище. Навыки поворотов закрепляются в игре «Змейка». В ней дети после небольшого разбега огибают 3—4 снежных кома, расположенных по прямой на расстоянии 40—50 см друг от друга.

Трудными для овладения детьми являются приемы торможения. Начинать разучивать торможение лучше всего в упражнении «Фонарики». После разбега надо объехать 3—4 снежных кома. Дети при этом поочередно соединяют и разводят носки коньков во время скольжения на двух ногах. В этом упражнении они быстро, после 2—3 повторений, усваивают необходимое положение коньков. Новым элементом в способе торможения «плугом» является после разбега упор внутренними ребрами обеих коньков об лед, а при торможении «полуплугом» — упор внутренним ребром одного конька. Выполняя эти виды торможения, дети учатся соблюдать соответствующее положение тела. При торможении «плугом» колени должны быть соединены, туловище слегка наклонено вперед, руки внизу. При торможении «полуплугом» опорная нога слегка согнута, туловище наклонено в ее сторону.

Овладение поворотами и торможениями позволяет включать в занятия подвижные игры с катанием по всему катку с ловлей и увертыванием, в которых надо уметь легко маневрировать на льду. В дальнейшем появляется необходимость разучивания скольжений на одном коньке после разбега по прямой и при катании по всему катку в позах: стоя — «цапля», «ласточка», присев —«пистолетики». Таким образом, в основном периоде обучения предусматривается не только разучивание новых движений, но и совершенствование уже знакомых движений, последовательное нарастание объема заданий, интенсивности физических нагрузок. Включение новых упражнений способствует приобретению детьми широкого круга двигательных умений и навыков, что помогает легкому освоению различных видов катания на коньках, увеличивает их двигательную активность и самостоятельность.

Обучение катанию на коньках в основном периоде также организуется в форме занятий на прогулке. Важно создать благоприятные условия для обучения каждого ребенка в тесной связи с обучением всех детей. Структура занятий должна соответствовать требованиям, предъявляемым в настоящее время к построению физкультурных занятий в детском саду. Однако занятия по обучению детей катанию на коньках имеют в то же время и свою специфику, которая зависит от задач, периодов и этапов обучения, степени освоения двигательных навыков, погодных условий и оснащенности необходимым инвентарем. Поэтому структура занятий несколько более свободная, наблюдаются подвижное соотношение между частями вводно-подготовительной, основной и заключительной и некоторая вариативность основной части. Например, если в занятии ставятся задачи обучающего характера и основное внимание направлено на формирование первоначальных умений, то во вводно-подготовительной части должна осуществляться подготовка детей к решению этой задачи. На втором и третьем этане обучения вводно-подготовительная часть занятий становится более насыщенной по содержанию. В нее вводятся не только произвольное катание и игры, но и подводящие упражнения, позволяющие подготовить детей к восприятию отдельных элементов структуры целостного движения, выработать представления о постановке коньков, положении туловища и т. д.

В холодную погоду при температуре от —14 до —18° задания различного характера сокращаются, проводится произвольное катание, игра дается в быстром темпе. В помещении перед выходом на каток дети выполняют 2—3 подводящих упражнения к главному двигательному заданию основной части занятия.

В основной части занятий решаются задачи обучения: ознакомление с движениями на коньках, закрепление умений и совершенствование двигательных навыков. В зависимости от степени подготовленности детей эта часть занятия может состоять из одного или двух разделов.
Например, на первых семи занятиях в основной части может быть намечено разучивание одного способа катания. В дальнейшем обучение какому-либо одному движению желательно сочетать с подвижной игрой, в которой предусматривается закрепление двигательных навыков. На каждом занятии должна быть предусмотрена определенная повторность упражнений и игр (от 3—4 до 6—8 раз). При низких температурах воздуха основная часть занятий сокращается, включается небольшое количество упражнений, игр, и они проводятся в быстром темпе со всеми детьми одновременно.

Физическая нагрузка на занятиях увеличивается постепенно. Самая высокая нагрузка обычно предусматривается в основной части занятия, в конце занятия, в заключительной части организм детей приводится в спокойное состояние. Обычно через 3—4 мин после окончания занятий пульс у детей восстанавливается. Этому способствует спокойное, произвольное катание друг за другом или по всему катку врассыпную с выполнением нескольких несложных игровых заданий, например «Шаги-великаны», «Волчок». Если коллективные игры в предыдущих частях не проводились, то они включаются в заключительную часть, например «Воротики», «Кружки и звездочки», «Космонавты» и др.

Когда у детей хорошие двигательные навыки, целесообразно строить занятия, состоящие полностью из игр. На этих занятиях предусматривается не только закрепление навыков, но и воспитание быстроты, ловкости. При этом важно создавать такие условия, в которых бы дети могли проявить инициативу, выдержку, решительность, смелость и другие нравственно-волевые качества. Чтобы занятие прошло слаженно и дети не ожидали подолгу своей очереди, выполняя задания, так как это может привести к охлаждению, необходимо хорошо продумать его организацию. Наиболее целесообразными способами организации являются посменный и групповой в сочетании с поточным. В тех случаях, когда надо выявить двигательные возможности каждого ребенка, используется индивидуальный способ выполнения заданий. При этом следует приучать детей заранее готовиться к выполнению упражнения, начинать его в момент, когда товарищ заканчивает движение.

Наиболее эффективный способ — посменный, когда подбираются 3—4 ребенка, имеющих одинаковый уровень развития навыка. В тех случаях, когда у детей начинает угасать интерес к выполнению задания или они проявляют чувство страха, можно группировать детей с разным уровнем развития движения на коньках. Эффект обучения обычно возрастает.

Последовательное формирование навыков катания на коньках возможно при такой методике, когда каждый прием обучения используется в течение одного занятия с различными целями. При этом учитываются этапы обучения, конкретные учебные и воспитательные задачи, уровень развития движений детей всей группы и каждого ребенка.

Многие специалисты конькобежного спорта считают, что дети могут приобретать навыки движения на коньках только по подражанию действиям взрослого. Такое обучение снижает ценность сознательного восприятия детьми учебного материала, затрудняет перестройку образовавшихся навыков при изменении условий выполнения или требований взрослого.

При групповом обучении детей катанию на коньках необходимо опираться на разные виды наглядности, словесные приемы обучения. Большое место отводится и практическим методам: упражнениям, игровым приемам, элементам соревнования. Важно в процессе обучения вызывать у детей положительные эмоции, что способствует формированию двигательных умений.

На занятиях по изобразительной деятельности можно предложить детям нарисовать человека в движении, например конькобежца и правильно передать в рисунке посадку, движения его рук и ног. Это позволит детям уточнить технику катания на коньках.

Обучая детей катанию на коньках, необходимо использовать разные приемы наглядности, среди них рассматривание плоскостной куклы, у которой руки, ноги, туловище, голова приводятся в движение. Меняя кукле положение рук, ног, туловища, воспитатель показывает детям, каким должна быть поза у конькобежца при выполнении тех или других видов движений. В качестве наглядных приемов используются зрительные ориентиры: разметка на льду в виде цветных линий, снежки, цветные льдинки, флажки, шнур; непосредственный показ воспитателем или хорошо катающимся ребенком различных положений туловища, ног. Например, при показе катания по прямой внимание детей обращается на наклон туловища, на сгибание колен, объясняется важность соблюдения этих компонентов для сохранения равновесия, для выполнения правильных шагов, для быстроты скольжения.

При показе важно правильно расставить детей, чтобы они могли увидеть все элементы движения. Лучше поставить ребят в шеренгу вдоль длинной дорожки катка. После этого предложить им принять позу конькобежца и поочередно выполнить то движение, которое было показано.

На одном занятии желательно использовать различные виды наглядности. За день до начала занятия можно показать детям иллюстрации из книг, фотографии, на которых хорошо видны основные компоненты техники катания по прямой, по кругу. Обычно такое рассматривание вызывает большой интерес к предстоящим занятиям. Можно применить и такой метод наглядности. Воспитатель знает, что на занятии предстоит обучить детей поворотам. Перед выходом ребят на лед он показывает положение коньков, наклон лезвий, держа коньки с ботинками в руках.

При катании на простых коньках не надо требовать от детей низкой посадки, достаточно чуть наклонить туловище, примерно на 60°. Ребенку будет понятно, когда ему скажут: «Наклони так туловище, как будто ты хочешь сесть на стул».

Постепенно необходимо все больше переходить от наглядных приемов обучения к словесным. Дети 6—7 лет сравнительно легко запоминают движения, которые они разучивают на занятиях. Важно добиться того, чтобы дети поняли, почему они выполняют упражнение правильно, какие ошибки ведут к неверному выполнению задания. Вопросы после наблюдения за действиями товарищей (например, «Почему Петя во время разбега сделал больше шагов?» «Почему Оля скользила дальше, а Таня ближе?») заставляют ребят задуматься, внимательно проанализировать качество того или иного движения. Постепенно дети начинают понимать зависимость качества движения от правильной посадки.

Необходимо помнить, что словесные методы обучения больше применяются в период углубленного разучивания движений и не должны быть длительными, так как это приведет к охлаждению детей. Как выполнить знакомое движение, дети могут объяснить в помещении, перед выходом на лед. Оценку качества движений лучше организовать в процессе занятия. С первых занятий надо приучать детей в момент наблюдения сопоставлять, сравнивать движения товарищей с образцом, правильно называть лучших «конькобежцев», обосновывать свой выбор. Сначала воспитателю нужно самому дать образец описания движения, его педагогической оценки. С приобретением двигательного опыта дети могут дать объективную, мотивированную оценку движениям не только товарищей, но и себе. Все это в дальнейшем позволяет повысить качество движения, воспитывает у детей серьезное отношение к обучению.

Обучение катанию на коньках осуществляется с помощью разнообразных приемов формирования двигательных умений и навыков: упражнений, игровых двигательных заданий и подвижных игр. Большое значение придается повторению упражнений, благодаря которому представления о движениях на коньках становятся более обобщенными. Повторения упражнений необходимо давать с некоторыми изменениями. Вариативность повторений одного и того же движения ведет к качественному его выполнению. При повторении задания надо вычленять отдельные элементы движения. Для этого используются подводящие упражнения, которые проводятся в подготовительном и в основном периодах обучения.

В период углубленного разучивания подводящие упражнения помогают детям усвоить многие трудные элементы движений. Так, упражнение «Перекачка» сначала выполняется на месте, затем во время передвижения на коньках по льду. Дети приучаются переносить тяжесть тела на опорную ногу.

Игровые приемы обучения можно использовать на этапе совершенствования приобретенных навыков и в момент углубленного разучивания движений. В первом случае дети самостоятельно переносят способы выполнения движения в разные ситуации, во втором — разные способы выполнения знакомого движения быстрее запоминаются в новом содержании.

Игровые задания и игры с правилами необходимо объяснять детям доступно, кратко. С содержанием некоторых игр можно знакомить в раздевалке, избегая тем самым статических поз детей при объяснении игры па катке. На занятии нужно быстро организовать ребят. Отдельные игры включаются во вводную часть занятий (например, «Построй шеренгу, колонну, круг» — ходьба на коньках; «Шаги-великаны» — скольжение на одном коньке; «Быстрей по местам» — катание врассыпную и сбор в определенном месте; «Поезд» — катание друг за другом по краям катка).

В основную часть занятия включаются игры-задания с элементами соревнования и подвижные игры с правилами. Причем в первую очередь целесообразно организовывать такие игры с правилами, в которых все дети выполняют одинаковые действия по сигналу воспитателя (например, «Кружки и звездочки» — после катания врассыпную дети собираются по 2—3 человека в кружок или изображают звездочку; «Найди пару» — после катания по всему катку находят товарища и катаются с ним в паре 1—2 круга и т. д.). Затем включаются игры более сложные с ловлей и быстрым катанием («Ледяные домики», «Догони ласточку», «Салки», игры-эстафеты: «Кто скорей» и т. д.).

В конце зимы содержание всего занятия состоит из 4—5 разнообразных игр, которые последовательно включаются в каждую часть. Благодаря применению игровых приемов навыки движения формируются более правильно, становятся прочными.

Качество движений улучшается под влиянием элементов соревнования, так как в результате этого усиливается эмоциональное отношение к заданию. Элементы соревнования, как правило, включаются в игровую ситуацию с установкой на лучшее качество выполнения движения, а в дальнейшем — на быстроту выполнения.

Поскольку обучение катанию на коньках организуется в форме коллективных занятий, необходимо постоянно следить за индивидуальными проявлениями каждого. Ошибки при выполнении упражнений необходимо устранять тотчас. С этой целью можно вновь дать образец правильного движения, предложить ребенку, допускающему ошибки, выполнить движение с тем, кто хорошо катается, или самому воспитателю вместе с ребенком выполнить задание, попутно поясняя, как надо действовать.

Надо добиваться того, чтобы каждый ребенок независимо от его индивидуальных особенностей смог научиться кататься на коньках, овладеть всеми доступными видами движения. С этой целью используются дифференцированные задания с учетом особенностей усвоения движения каждым ребенком. Одним даются более легкие упражнения с меньшим числом повторений, другим — более сложные и т. д.

Помощь отдельным детям, поощрения первых успехов удачного выполнения задания дает положительные результаты во всей системе обучения.



Источник: http://www.tulup.ru/articles/536/main_period.html
Категория: Коньки | Добавил: pushkinsergey (07.01.2011)
Просмотров: 3447
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0