Ныне все больше людей знает, понимает и любит ушу-саньда. О саньда люди
говорят, что это и есть истинное кунфу. Однако 22 года назад практически
не было людей, знающих что такое ушу-саньда. 22 года для вида спорта,
особенно по сравнению с пятитысячелетним периодом развития такого явления
китайской цивилизации как ушу, является мизерным сроком. В течении 22
лет в ушу-саньда происходила непрерывная революция. Жизненно важный
вопрос С экономической точки зрения большинство людей не знакомы с китайским
ушу. В одном довольно известном американском ВУЗе 40% иностранных преподавателей
занимались или хотя бы слышали о китайском ушу, в то время как из 17
отечественных преподавателей лишь один "чуть-чуть что-то знал".
Если смотреть в мировом масштабе, то с экономичечкой точки зрения в
области единоборческих видов спорта в США, Японии, Корее и Таиланде
сформирован довольно большой рынок. В США сформированный профессиональным
боксом рынок оценивается в десятки миллиардов долларов; в Японии во
время соревнований по сумо высшего уровня десятки тысяч людей отправляются
их смотреть "вживую" или в прямой телетрансляции; муайтай
и таеквондо оказывают примерно такое же воздействие на тайскую и корейскую
общественность, за соревнованиями по этим видам спорта наблюдают десятки
тысяч, влияние этих видов спорта сравнимо с производимым профессиональным
футболом. Однако ранее в китайской спортивной индустрии были лишь отдельные
влиятельные вещи категории "А". Одновременно с этим единоборческие
виды спорта за рубежом быстро развивались. Такой вид единоборческого
спорта как бокс еще в 688 году до нашей эры уже официально вошел в программу
23-х древних Олимпийских игр, и постепенно стал одним из важнейших видов
древнего олимпийского спорта; в ходе долгого развития он вобрал в себя
особенности различных культур и народов. С 1891 года соревнования по
боксу стали международными, а в 1901 году в Лондоне состоялся первый
официальный чемпионат мира по боксу. С 1904 года бокс официально современным
олимпийским видом спорта, и начиная с 3-х возрожденных Олимпийских игр
стал официальным видом их программы. Одновременно с этим широко развивался
профессиональный бокс, соревнования по нему были более напряженными,
чем соревнования по любительскому боксу, технический уровень постепенно
рос, что привело к появлению таких звезд современности, как Али, Тайсон
и Холифилд. На мировом боевом поприще муайтай является яростным, жестоким
и изестным. Его называют "боксом восьмируких", считают одним
из наиболее приближенных к реальному бою, его особенностью считается
упор на удары ногами, локтями и коленями. Основными представителями
муайтай являются тайцы, эта народность проживает на юго-западе Китая
и далее к югу, в процессе формирования нации также формировался и муайтай.
С приходом на восток западной культуры сформировались правила соревнований,
от древнего бинтования рук веревкой перешли к одеванию перчаток. С 1937
года идут соревнования по муайтай, сформировав определенную культуру.
Залами муайтай было проведено порядка 7000 соревнований, бойцов - профессиональных
и любителей - сотни тысяч. Вместе с развитием интернациональных форм
ушу муайтай также распространяется в мире все шире. Дзюдо выросло из
древнего японского дзюдзюцу. В 1948 году состоялся первый послевоенный
чемпионат Японии по дзюдо, в 1949 году был организован Всеяпонский союз
дзюдо. В 1952 году был официально создан Международный союз дзюдо, а
в 1950 году состоялся 1-й чемпионат мира по дзюдо. С 1964 года дзюдо
официально стало олимпийским видом спорта. С той поры дзюдо развивается
на международном уровне уже несколько десятков лет. С 60-х годов в Европе
и Америке (в основной степени - в США) развиваются соревнования по свободным
боям. В них нет комплексов, стилей, акцентированной манеры, это нацеленное
на победу искусство свободного реального боя, где все направлено на
достижение победы, они вобрали в себя суть восточного ушу, японских
каратэ, дзюдо, кэндо, корейского таеквондо, муайтай, западных бокса
и борьбы. Свободные бои - это предельная форма состязаний, это способ
честного определения лучшего в бескомпромиссной борьбе. Свободные бои
считаются общепризнанным способом сравнения между собой представителей
разных направлений. Однако на появление и развитие свободных боев огромное
влияние оказал представитель китайского боевого поприща Ли Сяолун. Взяв
за основу китайское ушу, Ли Сяолун собрал достоинства известных в мире
единоборств, и соединив это с философией сформировал идеологию "метод
- в отсутствии метода, ограничение - в отсутствии ограничений",
и именно эта революционная идея и послужила идеологической базой для
свободных боев. В 1970 году в США состоялись 1-е "Межстилевые свободные
бои", на которых собрались бойцы как из США, так и из Европы. Китай
послужил основой для развития восточноазиатских боевых искусств, китайское
ушу развивалось долгое время, в нем очень много школ, очень много технических
методов, одних бросков насчитывается несколько десятков видов. Люди
знают, что ушу развилось в Китае и вышло в мир, однако участие в олимпийском
движении требует наличия правил. Из-за ограничений, вызванных правилами,
мы не можем одеть перчатки и выйдя против американских профессиональных
боксеров применять технику орлиных когтей, или в соревнованиях с лайт-контактом
применять удары локтеми. Если мы хотим сделать ушу олимпийским видом
спорта, то необходимо изменить ушу в соответствии с принципами олимпийского
движения. Преемствование и развитие Еще до
того, как люди придумали письменность и оружие, они закаляли себя в
тяжелом труде и естественных боях. Впоследствии, ко времени правления
династии Цин, развились школы ушу, законы, техника боя, комплексы, а
также разные методы наработки и закалки. Однако начиная с того, как
живший при династии Тан поэт Ду Фу описал в стихах танец с мечом, исполненный
Гунсунь Даняном, очень многие люди связывают ушу и танцы, сформировалось
то, что называют "кулаки подобные цветам и ноги подобные вышивальным
иглам", а в мире боевых искусств стала популярной магия. Распространенное
в народе ушу известно своим мастерством в самозащите, умением одним
приемом покорить врага, однако есть и неправильное представление, сформированное
устными историями и кинобоевиками-кунфу, согласно которому народное
ушу - это всякое волшебство с вызыванием ветра и дождя. В современных
условиях мы не можем позволить, чтобы ушу было только поиском жизни
в смертельных условиях, ушу должно стать легким и доступным видом спорта,
войти в жизнь общества, выйти в мир. Саньда произошло из простых и ясных
приемов ушу, это соревновательный вид спорта, где надо быстро нокаутировать
противника. Ушу-саньда в древности называли "сянбо", "шоубо",
"байда" и "да лэйтай". В 1978 году государство официально
начало экспериментальную работу в области саньда. В 1979 году по указанию
Госкомспорта спорткомитет провинции Чжэцзян, Пекинский институт ушу
и Уханьский институт ушу начали эксперимент по тренировке ушу-саньда,
в том же году в Пекинском инситуте ушу из представителей провинций Хэбэй
и Чжэцзян была сформирована официальная экспериментальная команда. В
январе 1982 года были опубликованы "Всекитайские правила соревнований
по ушу-саньда (первый вариант)", утвердившие деление на 9 весовых
категорий, затем по этим правилам в Пекине состоялася Всекитайская товарищеская
встреча по поединкам ушу (саньда). В 1989 году саньда официально стало
всекитайским видом спорта. В 1990 году Госкомспорт выпустил официальные
"Стандарты разрядов в ушу-саньда". В том же году 14 спортсменов
получили ранг "герой ушу" по саньда. В 1991 году всекитайские
соревнования по ушу-саньда были разделены на проходящий в первой половине
года Командный кубок Китая по ушу-саньда, и проходящий во второй половине
года Индивидуальный кубок Китая по ушу-саньда. В 1993 году соревнования
по саньда были включены во всекитайскую номенклатуру соревнований. В
1998 году соревнования по саньда стали разделом проходивших в Таиланде
12-х Азиатских игр. В 1999 году в правилах саньда произошла большая
революция, у участников соревнований помимо средств защиты паха и перчаток
не осталось никаких других защитных приспособлений, что добавило зрительского
интереса. К этому времени сформировалась систематичность в правилах,
преподавании, тренировке и судействе ушу-саньда, процесс развития этого
вида спорта привел к его быстрому выходу на международную арену. За
20 лет своего развития ушу-саньда стало современным видом спорта, прониклось
олимпийским принципом "быстрее, выше, сильнее", и постепенно
стало вставать на рельсы международного вида спорта. К этому времени
внутри страны уже выросли спортсмены высокого уровня. Состоялись их
схватки с мастерами из других стран: В 1998 году на Чемпионате Китая
выступила европейская сборная, китайцы победили 9:0; в схватке против
американских боксеров-любителей победа была 8:1; на 12-й Азиаде китайские
спортсмены взяли 5 золотых медалей по ушу-саньда. В 1999 году американские
боксеры-любители были разбиты со счетом 7:2; в схватке "китайское
кунфу против профессионального бокса" китайцы победили 7:2. В 2000
году в схватке "китайское кунфу против профессионального бокса"
китайцы победили 6:3. На проходящем в Японии чемпионате "К-1"...
Такой вид спорта как китайское ушу-саньда дает комплексную нагрузку,
принимающие участие в соревнованиях спортсмены походят долговременную
специальную тренировку, они провели сотни схваток, и опыт показывает,
что травматизм не превосходит травматизма в каком-либо другом единоборческом
виде спорта. К славе Китайское ушу-саньда развивалось быстро.
На 1 ноября 2000 года в институтах ушу по всему Китаю насчиывалось более
12.000 занимающихся, и немало из них изучало именно саньда. 25 марта
2000 года по инициативе Всекитайской ассоциации ушу, Госкомспорта КНР,
Хунаньского телевидения и Пекинского спортивного межстилевого ООО "Го
у" под эгидой НОК КНР состоялись состязания "Короли саньда".
Телевидение позволило дать возможность увидеть соревнования самой широкой
аудитории. Современные свет, звук, музыка и танцы добавили зрелищности,
первые состязания "Короли саньда" стали видом синтеза спорта
и рынка. Перед людьми оказались сила ушу и американская практичность.
Такие идеи китайского ушу, как "малым победить большое, слабым
победить сильное" в соревнованиях "Короли саньда" получили
дальнейшее развитие. Производственно-коммерческая революция в китайском
ушу соответствует происходящим в обществе переменам. В 2001 году состязания
"Короли саньда" официально открылись 20 марта. В этом году
также состоялись состязания "китайское кунфу против муайтай",
"китайское кунфу против японского каратэ", и другие. Китайское
ушу-саньда идет к своей славе. Традиционное и современное, явь и сон,
героическая борьба и вызов на бой - все слилось в многовековой мечте
каждого китайца.
Источник: http://sanda.3dn.ru/publ/2-1-0-17 |