На
воронежской земле человек обитал еще во времена каменного века. Следы
людей того отдаленного периода обнаружены по берегам Дона у сел Борщева
и Костенок, на берегу реки Воронежа у деревни Масловки Рамонского
района. Найдены остатки очагов, каменные орудия труда и охоты,
фрагменты глиняной посуды. Учеными изучены следы поселений и
погребения людей бронзового и железного веков. На
заре нашей эры в крае жили миролюбивые земледельческие славянские
племена. На протяжении веков их поселения не раз подвергались
разрушению при вторжении воинственных кочевых народов. В окрестностях
Рамони и дальше на юг по высокому берегу реки Воронежа до нашего
времени сохранились древние городища — свидетели жизни славян в IX—XI
веках. Автору этих строк в июне 1974 года довелось быть участником
археологической экспедиции Воронежского государственного университета
на Животинном городище, километрах в пяти южнее Рамони. В культурном
слое мы нашли множество осколков грубой лепной керамики, кости
животных, обломок железного ножа, костяные украшения, древесный уголь,
куски шлака железной руды, запас гончарной зеленоватой глины, следы
очага. Часть этих находок хранится в Рамонском народном краеведческом
музее.
На
окраинах Рамони, на высоких выступах берега реки Воронежа отмечено
несколько мест со следами древних славянских поселений. На одном из них
стоял, тогда укрепленный городок — предшественник Рамони Городок был
разрушен при монголо-татарском нашествии в1237 году, однако имя его не
исчезло бесследно. Память народная хранила его в течение нескольких
веков в названии оставшегося городища. В 1571 году оно появляется в
официальном документе — в «Сторожевой книге», в которой расписывались
маршруты русских сторожей, выставляемых далеко в поле для наблюдения
за движением врага. Один из сторожевых отрядов ездил от Кривого бора на
Дону (ныне село Кривоборье нашего района) «налево до городища до Ромня».
Название городища в документе употребляется в родительном падеже. По
мнению специалистов древнерусского языка (профессора ВГУ В. И.
Собинниковой и кандидата филологических наук Н. Бландовой), исходная
форма — Р о м е н ь.
Итак, городище Ремень. Откуда взялось это название? Его могли принести на берег Воронежа в XI веке переселенцы
с Черниговщины, основавшие здесь новое поселение. В ту пору наблюдался
приток славян в Придонье с левобережья Днепра. Этим объясняется частое
совпадение географических названий на Черниговской земле и в
Воронежском крае: Воронеж, Усмань и др. К их числу относится и название
городка, возникшего на месте нынешней Рамони.
В современной Сумской области, где река Большой Ромен впадает в Сулу, есть город Ромны, основанный не позже X
века. Он упоминается под названием «Ромен» в летописи 1096 года, в
«Поучении» Владимира Мономаха. Под тем же названием находим его в
исторической литературе на картах Руси конца X — начала XII
века. Существует предположение, что город назван по реке Ромен, а река
— по цветку ромен (так украинцы называют особый вид ромашки).
Примечательно, что до XIX столетия город еще сохранял свое старое название — Ромен. После постройки железной дороги станция и город получили общее название — Ромны.
В подонье, у рязанцев, слово «Ромен» получило мягкое окончание «Ромень». Этот топоним и оставил след в названии Рамони.
Забегая немного вперед, следует сказать о трансформации слова «Ромень». На nopоre XVI и XVII веков к месту Ромня-городища пришли с севера новые поселенцы. Они переосмыслили название городища по-своему. Нарекли основанное ими село — Рамонь. Взяли слово, близкое по звучанию, но вложили в него понятное им содержание, смысл которого отражал природные особенности места. В. И. Даль в своем словаре дает толкование старорусских слов с корнем «рам»: рамо — плечо, округлый спуск от шеи до локтя; рамень, или раменье,
— селение под лесом. Так что и «рамо» и «рамень» одинаково отражают
приметы Рамони: и выступы высокого берега, как богатырские плечи, и
селение на краю леса.
Если
все сказанное о происхождении названия Рамонь принять за истину,
получится такая топонимическая цепь: черниговский городок Ромен... воронежское поселение Ромен... городище Ромень... село Рамонь.
В начале XII
века, с раздроблением Киевской Руси, верховья Дона и все течение
Воронежа вошли в состав образовавшегося Рязанского княжества. Через
столетие после этого, в 1237 году, на Русь надвинулись орды хана
Батыя. Первый удар пришелся по Рязанскому княжеству, и прежде всего по
нашему краю. Гибли в огне селения. Русские люди героически защищались,
но слишком велики были силы Батыя. Оставшиеся в живых, уходили на север, за реку Оку. Край опустел на долгие века.
В
1389 году московский митрополит Пимен, направляясь в Константинополь;,
пересекал наш край по Дону на кораблях. Сопровождавший его смоленский
дьякон Игнатий писал: «...в четвертый же день проидохом Кривой бор; в
шестой же день приспехом до Усть Воронежа реки». В своих записях
Игнатий отмечает запустение подонья: «...ни града, ни села... пусто ж
все и не населено: нигде бо видети человека, точию пустыня ве-лия, и
зверие множество».
«Пусто
и не населено» было еще целое столетие и после того, когда Русь
окончательно сбросила монголо-татарское иго и Москва, стала центром
Российского государства. Но русские люди не забыли ранее обжитых мест.
Знали их природные условия и географические названия. Больше того,
смелые и предприимчивые крестьяне из Рязанского княжества откупали на
определенный срок по берегам рек Воронежа, Усмани, Ивницы «ухожаи» —
места, где они промышляли рыбной ловлей, охотой и сбором меда диких
пчел.
В
документе 1585 года среди откупщиков упоминается рязанец Демка
Айдаров, арендовавший большой участок леса на берегах Воронежа, в
районе устья реки Усмани. По владельцу ухожая получил название
соседний Айдаров лог, а затем и деревня Айдарово, возникшая
поблизости. С ухожаями связаны также названия таких сел, как Пчельники
и Чертовицы (Чертовицкая поляна — черта, граница ухожая).
В конце XVI
века Российское государство начало планомерное заселение Воронежского
края. Строились города-крепости и защитные сооружения. Первой такой
крепостью стал город Воронеж, основанный в 1585 году. Под его защитой
стали появляться селения. Сюда направлялись служилые люди для охраны и
хозяйственного освоения края. Вместо жалованья им отводились
земельные угодья. Они были и воинами и хлебопашцами, поставлявшими
городу хлебные припасы.
На
новые земли стекались крестьяне, бежавшие из северных вотчин от
непосильного гнета бояр. Вопреки запрету их охотно принимали в
работники владельцы земли.
Часть
земель отводилась служителям церкви и монастырям. Крупным
землевладельцем был Карачунский мужской монастырь, расположившийся на
высоком берегу реки Воронежа. Его земли простирались на запад до
берега Дона. Очевидно, название Карачун связано с местными печальными
событиями древности, сохранившимися в памяти народа. Это слово
тюркского происхождения («кара» — черный, вторая часть неясна).
Первые
селения на территории нынешнего Рамонского района возникали по правому,
возвышенному берегу Воронежа. Высокие берега, река, пойменные болота,
озера и большой массив леса служили надежной защитой от нападения
татар.
Нам не известны точные даты основания ранних поселений.
Сохранившаяся «Дозорная книга» с перечнем населенных пунктов
Воронежского уезда составлена в 1615 году, т. е. 30 лет спустя после
начала колонизации края. В ней значатся (кроме города Воронежа и
городских слобод) 59 поселений, в том числе 26 на территории нашего
района. Из них семь сел (с церковью): Рамонь, Березово, Лопатки,
Сенное, Ступино, Чертовицы, Гвоздевка (ныне Русская Гвоздевка); 13
деревень: Айдарово, Болотская, Енина, Ивницы, Борки, Пруцкая, Пекищево (Пекшево), Глушицы, Остапова (Ситная), Нелжа,
Подгорное, Малая Гвоздевка (ныне Гвоздевка), три сельца: Грязное,
Животинное (ныне Староживотинное), Рядное (существовало до 1960 г.
на Задонском шоссе, жители его переселились в Чертовицы); два починка:
Рудаков (близ Березова, позже слился с селом), Рядной (ныне Медовка);
поселение с «животинным двором» при Карачунском монастыре.Даты
основания этих селений лежат в пределах 1585—1615 годов. Официально
счет времени существования Рамони и других старых селений ведется с
1615 года — с первого упоминания в архивных документах. Деревни
Болотская, Енина и сельцо Грязное были как бы продолжением Рамони в
южном направлении (располагались примерно там, где ныне улицы
Заводская, Победы, Чапаева) и принадлежали различным владельцам. Позже
они потеряли значение самостоятельных населенных пунктов, влились в
Рамонь.
Из
«Воронежской писцовой книги» 1629 года видно, что к этому времени
сформировавшийся Воронежский уезд делился на четыре стана: Чертовицкий,
Карачунский, Усманский и Борщевский. Рамонь, состоявшая из 45 дворов, и
другие 15 селений (от Чертовиц вверх по реке, кончая Лопатками) входили
в Чертовицкий стан. Карачун, Пекшево, Глушицы, Сенное отходили к
Карачунскому стану, а Нелжа и Ступино — к Усманскому.
В Чертовицком стане числилось 16 дворов служителей церкви, 100 помещичьих, 309 крестьянских и бобыльских дворов. Во владении помещиков было около 10 тысяч десятин пахотной земли, не считая сенокосных и лесных угодий.
Тревожная
жизнь выпала на долю обитателей новых, необжитых мест. Над ними
постоянно висела угроза татарских опустошительных набегов. В «смутное
время» на Руси (конец XVI — начало XVII
в.), когда происходила частая смена царей, а в глубь страны
вторгались польско-литовские интервенты, под Воронеж в 1613 году
пришел с казаками атаман Иван Заруцкий, сторонник польской
авантюристки Марины Мнишек. Заруцкий разорил и пожег многие селения, в
том числе деревни Остапова (Ситную) и Синдяково (ныне село Липецкой
области). Путь на Москву ему преградили ратные люди князя Одоевского.
Жаркая двухдневная битва произошла на полях между Рамонью и Синдяково.
Заруцкий, разбитый наголову, бежал
Почти целое столетие, вплоть до второй половины XVII
века, продолжались набеги крымских татар. Их всадники часто прорывались
через укрепленную линию, грабили, жгли села, убивали или уводили в плен
жителей.
«Воронежская
писцовая книга» 1629 года упоминает о полном разорении татарами Большой
и Малой Гвоздевок, расположенных на правом берегу Дона. В той же книге
говорится, что в слободке при Карачунском монастыре пустуют 27 дворов
из-за разорительного набега татар в 1623 году и притеснений со стороны
игумена Варсонофия. Известно также о набеге татар на село Нелжу,
принадлежавшее казачьему атаману Борису Каменное Ожерелье: в 1641 году
село они сожгли, имущество разграбили, а жителей увели в плен.
Особенно
опустошительным был набег татар в 1644 году. Под начальством тридцати
мурз они наступали по всей укрепленной линии между Воронежем и
Тамбовом. В воронежской и усманской «Писцовых книгах» 1646 года
перечисляется множество сел и деревень, разоренных дочиста, среди них
села Ступино и Пчельники. Страдая от таких бедствий, жители Усманского
стана в январе 1645 года подали в Москву челобитную, в которой
говорилось: «К нашим селам и деревням бывают приходы татарские
беспрестанные, и нас побивают, и наших детей и жен в полон поймали
многих, и хлеб сеять не дают, а который и был посеян, и тот на полях
застоял».
В
1659 году Карачунский монастырь и селение при нем снова подверглись
нападению татар. Об этом в челобитной сообщалось: «...приходил под
Воронеж крымский хан войною и монастырь их разорил, прежнего строителя
взяли в полон, а братию всех и крестьян посекли, а иных крестьян же и
жен и детей побрали в полон, а уходцов, крестьян же и детей их осталось
семь человек и те одинокие». Впрочем, монастырь вскоре был
восстановлен. Его упразднили в 1764 году.
В середине XVII
века было предпринято строительство новых укрепленных городов. Линия
обороны с реки Воронежа передвинулась на реку Усмань, а затем дальше
на юг и на восток. С основанием города Землянска (1657 г.)
началось планомерное заселение правобережья Дона. К этому времени
возобновилась жизнь в разрушенных ранее селениях за Доном. В Малой
Гвоздевке поселились выходцы с Украины. Она стала называться Панской
Гвоздевкой. Такое название села сохранялось долгое время и после того,
как в 1717 году ее жителей переселили на юг, к Богучару (ныне
Гвоздевка). В отличие от нее соседнее село назвали Русской Гвоздевкой.
В
период освоения края трудовое население несло большие тяготы. Крестьяне
привлекались к сооружению и ремонту укреплений (рвов, надолб и др.), на
восстановление города Воронежа, который несколько раз горел. Система
обороны предусматривала непременное участие мужского населения «в
стоянии па сторожах». Землепашцы платили немалые денежные подати и в
обязательном порядке поставляли зерно, другие сельскохозяйственные
продукты для города и для «донских отпусков» (то есть «царского
жалованья» донским казакам за помощь в охране края). Кроме того, часть
населения участвовала в постройке речных судов. На рамонской,
березовской и ступинской пристанях строились небольшие суда-струги для
перевозки по рекам различных грузов. В 1677 году воронежский воевода
Волков в своем требовании к костенскому приказному писал: «И тебе б,
господине, по указу Великого Государя к тому струговому делу костенцев
плотников и кузнецов и работных всяких людей, с лошадьми и с топоры и
со всякими струговыми припасы и с их запасы, выслать в Воронежский уезд
в село Рамонь, на Волчью пристань».
Когда
миновала угроза татарских набегов, создались благоприятные условия для
развития хозяйства. Плодородные черноземные почвы давали хорошие
урожаи. Особенно удавались рожь, пшеница, овес, ячмень и гречиха.
Близость судоходных путей — рек Воронежа и Дона — обеспечивала сбыт
зерна.
|