Более трёхсот лет назад русские и украинцы совместно начали заселять и осваивать Павловское Придонье. Большинство из них были глубоко верующими православными христианами. Само появление украинцев в Придонье связано с религиозными гонениями поляков на православных, которые происходили в XVII веке. Не случайно, при возникновении новых поселений в них сразу же строились православные храмы. Они сразу же становились центрами духовной жизни. Православие оказало огромное влияние на духовную и материальную культуру Павловского Придонья.
Наука, изучающая происхождения географических названий называется топонимикой. Названия населённых пунктов отражает природные особенности территории, особенности материальной и духовной культуры населения. Традиция называть города и сёла в честь особо почитаемых православных святых и праздников. Православные святые и праздники нашли своё отражение и в названиях населённых пунктов Павловского района.
Первое поселение русских и украинцев в устье реки Осередь на месте современного Павловска возникло в 1685 году и называлось Ширванская (Ширмовская) слобода. Основанная в 1709 году по велению Петра I крепость и город пеовоначально назывался Осередом (Середом), или Осередской крепостью, по местоположению – у впадения Осереди в Дон. В 1711 году после неудачного Прутского походав на побережье Азовского моря туркам была отдана Павловская крепость, названная так в честь апостола Павла. В память о ней город на Осереди был переименован в Новопавловск, а затем стал просто Павловском. Апостол Павел стал небесным покровителем города и украсил собой его герб. В современной России есть ещё два Павловска, названных так же в честь апостола Павла. Один из них – пригород Санкт-Петербурга, недавно вошедший в его состав и утративший городской статус. Другой Павловск находится на Алтае и является посёлком городского типа. Родственные Павловску названия имеют Санкт-Петербург, названный в честь апостола Петра и Петропавловск-Камчатский, названный в честь апостолов Петра и Павла, чьи имена носили корабли второй Камчатской зкспедиции Витуса Беринга.
Село Николаевка, находящееся южнее города Павловска, на левом берегу реки Дон возникло как сельское поселение в середине XVIII века. В 1858 году там построена каменная церковь, освещённая в честь Николая Чудотворца. До этого там существовал деревянный храм. Николай Чудотворец – один из наиболее почитаемых в русском народе православных святых. Современное название Николаевки произошло от находящейся в ней церкви, освещённой в честь Николая Чудотворца. В Воронежской области есть ещё пять Николаевок и тринадцать Никольских, происхождение названий которых связаны с Николаем Чудотворцем.
Село Покровка находится на севере Павловского района, на левом берегу реки Дон, у многочисленных пойменных озёр. Поселение было основано крестьянами слободы Лосево в середине XVIII века. Первоначально на месте современной Покровки возникло три хутора – Бурнавский, Ильмень и Перебой. С увеличением населения они слились, и после постройке в 1849 году каменной церкви, освящённой в честь Покрова Пресвятой Богородицы. От названия Покровской церкви село стало называться Покровкой. В Воронежской области ещё три Покровки и два Покровских, названия которых имеют то же происхождение.
Деревня Преображенка находится на правом берегу реки Гаврило, в двенадцати километрах от города Павловска. Деревня возникла в XIX веке. Название деревни произошло от того, что она возникла на землях, принадлежащих, Преображенскому собору города Павловска.
В советский период, когда осуществлялись гонения на русскую православную церковь власти легко переименовывали неугодные новой идеологии названия городов и сёл. Так появились дико звучащие для россиян Георгиу-Деж, Сталинобад и другие, не менее выдержанные в духе марксизма-ленинизма названия. В советское время волна переименований, к счастью обошла стороной Павловское Придонье. Зато обогатила названиями новых населённых пунктов: хутор им. Карла Маркса (в просторечии – Карло), хутор Сын Революции и посёлок Безбожник. Со сменой идеологии эти названия сейчас вызывают только улыбку, в то же время православные топонимы, также относящиеся к идеологическим, по сути, названиям лишь усилили свою смысловую нагрузку.
Литература
1. Загоровский В. П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж., ВГУ. 1973 2. Прохоров В. А. Вся воронежская земля. Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж., ЦЧ из-во. – 1973. 3. Прохоров В. А. Надпись на карте. Географические названия Центрального Черноземья. – Воронеж., ЦЧ из-во. – 1977 4. Самбикин Д. Указатель храмовых празднеств в Воронежской губернии. Вып. I-IV. – Воронеж. – 1884 5. Степкин Д. Олейникова Н. В. Химин А. Н. Энциклопедия населенных пунктов Павловского края. Рукопись 6. Успенский Л. В. Имя дома твоего. – Л., Мысль. - 1974
Источник: http://www.pavlovsksun1.narod.ru/topo1.htm |