В 1594 году вместо Юрия Васильевича Дмитриева воеводой Воронежской
крепости стал Иван Федорович Кобяков. Который и основал в 1595 году
слободку, позднее прозванную Бабяковской. Этой слободкой владели
служилые люди воеводы, его ближайшие соратники. По этой причине и
получила она свое название (по фамилии воеводы, со временем немного
искаженной).
Как известно из истории, с XI по XIII в.в. Киевское княжество терзала
братоубийственная война, происходившая между потомками Владимира
Мономаха. В XIII столетии оно подвергалось нашествию татар. В следующем
столетии, после польско-литовских завоевательных походов, от Киевского
княжества практически ничего не осталось. В это бурное время один из
наследников Мономаха - Юрий Долгорукий стал во главе русских колонистов,
искавших новых мест и покорявших встречающиеся на их пути племена. Так,
в 1147 году и была основана Москва. Создана новая держава, а для Руси -
новый центр.
Раздвигали границы Руси
Иван III, справедливо прозванный Великим, присоединил новые области,
лежавшие за пределами Древней Руси, чем раздвинул границы своего
государства на север, до Финляндии, Белого моря и Ледовитого океана, на
Восток - до Уральских хребтов. Его сын Василий III прибавил к этому на
юге - Новгород-Северский и Рязанское княжество, за чертой которого
тянулось другое пустынное незаселенное пространство, называемое Диким
полем, куда колонизационное движение направилось только во второй
половине XVI века при Иване IV Васильевиче (Грозном).
В середине 80-х годов XVI века на "поле" основывается новый город -
Воронеж. Под защитой его крепостных стен, вдоль рек, возникают села и
деревня. Население состояло из мелких служилых людей и их крестьян. В
то время в поместье (вотчине) за служилым человеком могло находиться
все село или его части - жеребьи. Служилые люди могли иметь жеребьи в
разных населенных пунктах или только в одном месте.
С точки зрения дворовладения всех помещиков и вотчинников того
времени можно было разделить на две категории: владельцев крестьянских и
бобыльских дворов - собственно помещиков, а также пустопоместных -
однодворцев. Жилища свои они расставляли по низменным берегам рек,
рассаживаясь по всем ее направлениям, даже если она делилась на
несколько рукавов или вершин.
Основано воеводой Кобяковым.
Такой же была и история возникновения села Бабяково. Так, в 1594
году вместо Юрия Васильевича Дмитриева воеводой Воронежской крепости
стал Иван Федорович Кобяков. Который и основал в 1595 году слободку,
позднее прозванную Бабяковской. Этой слободкой владели служилые люди
воеводы, его ближайшие соратники. По этой причине и получила она свое
название (по фамилии воеводы, со временем немного искаженной). В
"Дозорной книге", составленной в 1615 году сказано, что в слободке
Бабяковской было 10 дворов атаманских и 29 бобыльских. Земли же
атаманов были разбросаны по обе стороны реки Усмань, часть же покосов
находилась выше Собакинского рубежа по направлению к Телечину броду.
В 1631 году в Бабяковской слободке была построена Рождественско-
Богородицкая деревянная церковь. По переписной книге 1646 года
при ней числится: "Двор попа Григория, двор попа Филипа, двор
просвирницы Крестины, всего при церкви 7 человек". В этой же переписи
говорится, что в селе Бабякове расположены 25 атаманских дворов усадеб.
Одним из них был двор атамана Мортемьяна Дмитриева: "а за ним крестьян:
во дворе Стенька Кривозуб, у него детей - Дениска да Венедикта, да два
племянника Овдокимка да Ондрюшка".
Позже, в 1787 году на месте бывшей здесь деревянной церкви была
сооружена новая каменная (на снимке ныне восстановленная), с приделом в
честь Рождества Христова. Освящая новый храм управляющий Воронежской
епархией епископ Тихон III (Малинин, 1745-1793). За приходом числилось
"33 "Десятины пахатной земли, но во владении причта находилось только
24 десятины.
В 1900 году в Бабякове насчитывалось 548 дворов и 3396 жителей, а
также имелось: общественное здание, церковно-приходская школа; из
промышленных заведений: 3 кузницы, 5 паточных, 35 крахмальных заводов,
11 крахмальных сушек, 7 кирпичных заводов.
Сегодня Бабяково быстро застраивается. Из всего прошлого богатства и
архитектурного благолепия села, кроме церкви, в полной мере
сохранилось лишь здание Земской школы (1912-1914), являющееся
памятником истории и культуры. Но меняются времена, меняются люди,
неизменной остается лишь их любовь к родной новоусманской земле.
М.НЕБОЛЬСИН
Источник: http://www.usman.vrn.ru/modules.php?name=Sections&op=viewarticle&artid=51 |