Форма входа

Поиск

Статьи

Главная » Статьи » История » Край Воронежский

Село Орлово

После неблагоприятного для России исхода русско-польской войны и временной стабилизации положения на западной границе русское правительство принимает несколько решений о строительстве городов и укреплений на юге страны. Но ухудшение международной обстановки в 1643-1645 годы активизировало турецко-татарскую агрессию против России. Крупные татарские вторжения в ее южную окраину по Муравской, Кальмиусской и Ногайской дорогам, еще не закрытыми Белгородской чертой, принесли убыль населения и разрушение русских сел и деревень. В этот период и начинается история возникновения городка Орлова.

Регулярно страдая от татарских нашествий, жители Усманского стана в январе 1645 года подали царю Михаилу Федоровичу челобитную: "К нашим селам и деревням бывают приходы татарские беспрестанные, и нас побивают, и наших детей и жен в полон поймали многих, и хлеб сеять не дают, а который был посеян, и тот на полях застоял". Именно эта челобитная и послужила поводом построения Орлова-городка для защиты близлежащих поселений.

Город-крепость Орлов был возведен в 1646 году на песчаном косогоре по правую сторону реки Усмани (у Верхних Горок) как укрепление на Белгородской черте. Город представлял собой крепость с шестью башнями, одна из которых была проезжей. Тайный ход из крепости вел к реке.

Интересна одна из легенд об основании городка. Когда к берегам Усманки (где и сейчас стоит поселение) пришли его строители, чтобы заложить бревенчатую крепость, то с векового дуба, росшего неподалеку, взлетел потревоженный орел и замер в высоте над местом будущего строительства.

В смелом полете этой гордой и величественной птицы люди увидели судьбу городка и потому дали ему это имя -Орлов. В подтверждение этой красивой легенды звучат слова воронежского историка и краеведа В.Кошелева (1950 г.): "Название городка Орлова подсказано наличием в степях одноименных урочищ, а именно появление последних связано с гнездовьями птиц".

В городе были расположены значительные военные силы, подчиненные Белгородскому разряду. В их состав входили лучшие полурегулярные полки нового (иноземного) строя: солдатские (пехота), рейторские (конница), драгунские (пехота на конях). Служилые люди, на которых главным образом лежала защита города от нападений и вторжений неприятеля, пользовались правом владеть землями и крестьянами, это было сословие местных помещиков, обязанных военной службой. Служилые люди ; различались по характеру службы и служебному положению. Так, высшую степень между ними занимали дети боярские и казацкие атаманы, за ними следовали казаки, пушкари, затинщики, воротники и жильцы.

Посадские люди - это мирные обитатели города, они занимались городскими ремеслами и торговлей, были вольными и примыкали к русскому городу с целью образовать ремесла и торговлю, чтобы извлекать выгоду из своей промышленной предприимчивости.

Каждый служилый человек, каждая церковь - имели своих кормильцев в лице сошных крестьян, занимавшихся исключительно землепашеством. Но при всей своей зависимости от помещиков, крестьяне того времени пользовались значительными льготами как юридическими, так и моральными, по сравнению с крестьянами XVIII века и позднейшего времени. Быт сошных людей не был под таким помещичьим гнетом, каким мы привыкли его себе представлять, уже потому, что между помещиком и крестьянином не было тогда той большой разницы в образовании, которая появилась впоследствии.

В Орлове немного позднее были сделаны три крепости или городища, обведенные рвом, следы которого сейчас уже трудно отыскать. В одной из них была построена деревянная башня, на которой висел вестовой колокол, присланный в Орлов между 1682-1689 годами по царскому указу. Звоном его давали весть жителям о приближении татар.

Богоявленская деревянная церковь (бывшая соборная) первоначально была построена в 1646 году вместе с крепостью. К 1800 году упоминается как деревянный молитвенный дом Богоявления Господня, построенный вместо собора, который трижды перестраивался (в 1650, 1701, 1762 годах). Немного позже на месте молитвенного дома в классическом стиле был построен ныне существующий каменныи храм, также освященный в честь Богоявления (фото 1). На протяжении всего пути Богоявленская церковь не исчезает из поля зрения. Венчающая храм ротонда с таким же большим куполом и высокой колокольней царствует над безлесной, чуть холмящейся местностью, подобно идущему паруснику по легкой прозрачной зыби.


Богоявленская церковь

В царствование Екатерины

По учреждению наместничеств (губерний) в царствование императрицы Екатерины II в 1779 году город Орлов был упразднен и обращен в посад Воронежской округи. К 1800 году в бывшем городе находилась одна деревянная церковь и одна деревянная церковь в пригородной слободе, прежде Троицкая на посаде. При них, по ведомости 1798 года, считалось 3464 человека приходских душ. Домов в Орлове было 431, в том числе 3 каменных, 4 водяных мучных мельницы на р.Усманке и 36 ветряных (фото 2). Когда в 1932-1937 годах была объявлена "безбожная пятилетка", то к 1935 году в Орлове были закрыты все храмы, а служившие в них священники репрессированы. Среди них: Овчинников Петр Иванович и Чулаевский Николай Степанович. Оба расстреляны в феврале 1938 года. Ктитор Шеменев Василий Григорьевич в декабре 1937 г. приговорен к 10 годам лагерей.

В своё время Орлово было известно Вознесенской ярмаркой с особо знатными лошадиными торгами. Продолжалась она около недели. Лошади продавались преимущественно крестьянские по цене от 30 до 100 рублей, а также верховые - до 500 рублей. Кстати, в Воронежском уезде было 22 частных конезавода, на которых разводились лошади исключительно верховой породы. Среди них более известны конезаводы: поручиков Дмитрия Петровича и Константина Павловича Шуриновых, а также коллежского секретаря Михаила Николаевича Лутовинова. Оборот только от торговли на ярмарке лошадьми составлял до 20 тыс. рублей серебром. К сведению, на сотню жителей Орлова и его округи приходилось 36 лошадей. Кроме того велась бурная торговля разными крестьянскими товарами, большой выбор которых являл себя в изделиях промышленного производства и крестьянского рукоделия: для дома, для пашни, для будней и праздников, в расчете на любой кошелек и любой вкус. Средние цены за 1853 год: четверть: пшеницы - 3 р. 80 к., гречихи - 1 р. 60 к., ячменя - 1 р. 49 к., овса (фур.) - 1 р. 56 к.; за ведро: браги -3 р. 50 к.; пуд: мяса - 1 р. 42 к., сала свиного -3 р. 57 к.; овощи: капусты 100 голов - от 70 к. до 1 р., гороха - четверть - от 3 р. 50 к. до 4 р.; картофеля четверть - от 60 к. до 1 р.


Ветряная мельница 1950 год

Труды и дни.

Жизненные средства жителей Воронежского уезда в 1852 г. составляли: расход - около 200 руб. ассигнациями в год, приход - около 400 руб. ассигнациями в год на душу населения (имеются в виду крестьяне). Так как через Орлов пролегала Большая Тамбовская дорога (по ней из Воронежа раз в неделю "отходила" почта) тамошние жители кроме ярмарочных дней вели постоянную торговлю съестными и дорожными припасами, а также разными крестьянскими товарами. «Крестьяне упражняются хлебопашеством, а промысл имеют извозом по разным дорогам имуществом, довольно зажиточны».

Кроме крестьян в начале XIX века в Орлове проживали: дворяне, посадские, однодворцы, помещичьи крестьяне и до 300 человек купечества. Всего по шестой ревизии считалось платящих подать 1657 душ. В Орлово также имелись две суконные фабрики, выделывавшие армейское сукно.

Ярмарки. Знаменитые на всю Россию и незнаменитые: местные, губернские, уездные. На них люди представляли свои труды, свои товары. Они являли собой то, что составляло экономику России, характер русского человека. И встает за всем этим образ родной Новоусманской земли, где истинный труд приносил истинные плоды.



Источник: http://www.usman.vrn.ru/modules.php?name=Sections&op=viewarticle&artid=58
Категория: Край Воронежский | Добавил: pushkinsergey (24.04.2010) | Автор: М. Небольсин
Просмотров: 3660
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0