После неблагоприятного для России исхода русско-польской войны и
временной стабилизации положения на западной границе русское
правительство принимает несколько решений о строительстве городов и
укреплений на юге страны. Но ухудшение международной обстановки в
1643-1645 годы активизировало турецко-татарскую агрессию против России.
Крупные татарские вторжения в ее южную окраину по Муравской,
Кальмиусской и Ногайской дорогам, еще не закрытыми Белгородской чертой,
принесли убыль населения и разрушение русских сел и деревень. В этот
период и начинается история возникновения городка Орлова.
Регулярно страдая от татарских нашествий, жители Усманского стана
в январе 1645 года подали царю Михаилу Федоровичу челобитную: "К нашим
селам и деревням бывают приходы татарские беспрестанные, и нас побивают,
и наших детей и жен в полон поймали многих, и хлеб сеять не дают, а
который был посеян, и тот на полях застоял". Именно эта челобитная и
послужила поводом построения Орлова-городка для защиты близлежащих
поселений.
Город-крепость Орлов был возведен в 1646 году на песчаном
косогоре по правую сторону реки Усмани (у Верхних Горок) как укрепление
на Белгородской черте. Город представлял собой крепость с шестью
башнями, одна из которых была проезжей. Тайный ход из крепости вел к
реке.
Интересна одна из легенд об основании городка. Когда к берегам
Усманки (где и сейчас стоит поселение) пришли его строители, чтобы
заложить бревенчатую крепость, то с векового дуба, росшего неподалеку,
взлетел потревоженный орел и замер в высоте над местом будущего
строительства.
В смелом полете этой гордой и величественной птицы люди увидели
судьбу городка и потому дали ему это имя -Орлов. В подтверждение этой
красивой легенды звучат слова воронежского историка и краеведа
В.Кошелева (1950 г.): "Название городка Орлова подсказано наличием в
степях одноименных урочищ, а именно появление последних связано с
гнездовьями птиц".
В городе были расположены значительные военные силы, подчиненные
Белгородскому разряду. В их состав входили лучшие полурегулярные полки
нового (иноземного) строя: солдатские (пехота), рейторские (конница),
драгунские (пехота на конях). Служилые люди, на которых главным образом
лежала защита города от нападений и вторжений неприятеля, пользовались
правом владеть землями и крестьянами, это было сословие местных
помещиков, обязанных военной службой. Служилые люди ; различались по
характеру службы и служебному положению. Так, высшую степень между ними
занимали дети боярские и казацкие атаманы, за ними следовали казаки,
пушкари, затинщики, воротники и жильцы.
Посадские люди - это мирные обитатели города, они занимались
городскими ремеслами и торговлей, были вольными и примыкали к русскому
городу с целью образовать ремесла и торговлю, чтобы извлекать выгоду из
своей промышленной предприимчивости.
Каждый служилый человек, каждая церковь - имели своих кормильцев в лице
сошных крестьян, занимавшихся исключительно землепашеством. Но при всей
своей зависимости от помещиков, крестьяне того времени пользовались
значительными льготами как юридическими, так и моральными, по сравнению с
крестьянами XVIII века и позднейшего времени. Быт сошных людей не был
под таким помещичьим гнетом, каким мы привыкли его себе представлять,
уже потому, что между помещиком и крестьянином не было тогда той большой
разницы в образовании, которая появилась впоследствии.
В Орлове немного позднее были сделаны три крепости или городища,
обведенные рвом, следы которого сейчас уже трудно отыскать. В одной из
них была построена деревянная башня, на которой висел вестовой колокол,
присланный в Орлов между 1682-1689 годами по царскому указу. Звоном его
давали весть жителям о приближении татар.
Богоявленская деревянная церковь (бывшая соборная) первоначально
была построена в 1646 году вместе с крепостью. К 1800 году упоминается
как деревянный молитвенный дом Богоявления Господня, построенный вместо
собора, который трижды перестраивался (в 1650, 1701, 1762 годах).
Немного позже на месте молитвенного дома в классическом стиле был
построен ныне существующий каменныи храм, также освященный в честь
Богоявления (фото 1). На протяжении всего пути Богоявленская церковь не
исчезает из поля зрения. Венчающая храм ротонда с таким же большим
куполом и высокой колокольней царствует над безлесной, чуть холмящейся
местностью, подобно идущему паруснику по легкой прозрачной зыби.
Богоявленская церковь
В царствование Екатерины
По учреждению наместничеств (губерний) в царствование императрицы
Екатерины II в 1779 году город Орлов был упразднен и обращен в посад
Воронежской округи. К 1800 году в бывшем городе находилась одна
деревянная церковь и одна деревянная церковь в пригородной слободе,
прежде Троицкая на посаде. При них, по ведомости 1798 года, считалось
3464 человека приходских душ. Домов в Орлове было 431, в том числе 3
каменных, 4 водяных мучных мельницы на р.Усманке и 36 ветряных (фото 2).
Когда в 1932-1937 годах была объявлена "безбожная пятилетка", то к 1935
году в Орлове были закрыты все храмы, а служившие в них священники
репрессированы. Среди них: Овчинников Петр Иванович и Чулаевский Николай
Степанович. Оба расстреляны в феврале 1938 года. Ктитор Шеменев Василий
Григорьевич в декабре 1937 г. приговорен к 10 годам лагерей.
В своё время Орлово было известно Вознесенской ярмаркой с особо
знатными лошадиными торгами. Продолжалась она около недели. Лошади
продавались преимущественно крестьянские по цене от 30 до 100 рублей, а
также верховые - до 500 рублей. Кстати, в Воронежском уезде было 22
частных конезавода, на которых разводились лошади исключительно верховой
породы. Среди них более известны конезаводы: поручиков Дмитрия
Петровича и Константина Павловича Шуриновых, а также коллежского
секретаря Михаила Николаевича Лутовинова. Оборот только от торговли на
ярмарке лошадьми составлял до 20 тыс. рублей серебром. К сведению, на
сотню жителей Орлова и его округи приходилось 36 лошадей. Кроме того
велась бурная торговля разными крестьянскими товарами, большой выбор
которых являл себя в изделиях промышленного производства и крестьянского
рукоделия: для дома, для пашни, для будней и праздников, в расчете на
любой кошелек и любой вкус. Средние цены за 1853 год: четверть: пшеницы -
3 р. 80 к., гречихи - 1 р. 60 к., ячменя - 1 р. 49 к., овса (фур.) - 1
р. 56 к.; за ведро: браги -3 р. 50 к.; пуд: мяса - 1 р. 42 к.,
сала свиного -3 р. 57 к.; овощи: капусты 100 голов - от 70 к. до 1 р.,
гороха - четверть - от 3 р. 50 к. до 4 р.; картофеля четверть - от 60 к.
до 1 р.
Ветряная мельница 1950 год
Труды и дни.
Жизненные средства жителей Воронежского уезда в 1852 г.
составляли: расход - около 200 руб. ассигнациями в год, приход - около
400 руб. ассигнациями в год на душу населения (имеются в виду
крестьяне). Так как через Орлов пролегала Большая Тамбовская дорога (по
ней из Воронежа раз в неделю "отходила" почта) тамошние жители кроме
ярмарочных дней вели постоянную торговлю съестными и дорожными
припасами, а также разными крестьянскими товарами. «Крестьяне
упражняются хлебопашеством, а промысл имеют извозом по разным дорогам
имуществом, довольно зажиточны».
Кроме крестьян в начале XIX века в Орлове проживали: дворяне,
посадские, однодворцы, помещичьи крестьяне и до 300 человек купечества.
Всего по шестой ревизии считалось платящих подать 1657 душ. В Орлово
также имелись две суконные фабрики, выделывавшие армейское сукно.
Ярмарки. Знаменитые на всю Россию и незнаменитые: местные,
губернские, уездные. На них люди представляли свои труды, свои товары.
Они являли собой то, что составляло экономику России, характер русского
человека. И встает за всем этим образ родной Новоусманской земли, где
истинный труд приносил истинные плоды.
Источник: http://www.usman.vrn.ru/modules.php?name=Sections&op=viewarticle&artid=58 |