1. Задачи. Приучать детей уверенно стоять и ходить на льду. Совершенствовать отталкивание правой и левой ногой.
I часть. Ходьба на льду в колонне, в шеренге в медленном и быстром темпе.
II часть. Упражнение «Елочка» по прямой линии катка поочередно левой и правой ногой. Повторить 2—5 раз вперед и обратно.
III часть. Произвольное катание в течение 2—3 мин.
2. Задачи. Совершенствовать ходьбу на коньках. Приучать к более длительному скольжению на одном коньке.
I часть. Ходьба по льду друг за другом со сменой направления и
врассыпную. Игра «Быстрей по местам». После ходьбы врассыпную быстро
собраться в шеренгу в указанном воспитателем месте. Повторить 4—6 раз.
II часть. Упражнение «Елочка». Ввести элемент соревнования «Чем меньше, тем лучше». Повторить 3—4 раза.
III часть. Произвольное катание в течение 3 мин.
3. Задачи. Закреплять скольжение на одном коньке и энергичное
отталкивание другим коньком в катании друг за другом. Учить выполнять
разбег из 2—3 шагов с переходом на двухопорное скольжение.
I часть. Упражнение «Елочка» при катании в колонне. Отталкиваться
только той ногой, которую называет воспитатель. Повторить 4—5 раз.
II часть. Упражнение «Пружинка» на прямой катка длиной 5 м. Ввести
элемент соревнования «Чьи коньки дальше скользят». Повторить 4—5 раз.
III часть. Произвольное катание в течение 2—3 мин.
4. Задачи. Закреплять умение отталкиваться одной ногой и
выполнять более длинный шаг. Учить детей преодолевать дистанцию 10 м с
помощью толчков без перехода на двухопорное скольжение.
I часть. Игра «Сделай фигуру». Дети катаются друг за другом
произвольно, по указанию воспитателя переходят на скольжение,
отталкиваясь одним коньком или на длинные шаги (шаги-великаны). Эти виды
катания сочетать с произвольным катанием. Повторить 4—5 раз.
II часть. Разбег с помощью поочередных скольжений то на одной, то на другой ноге на расстояние 10 м. Повторить 4—8 раз.
III часть. Игра «Воротики». Повторить 4—6 раз.
5. Задачи. Совершенствовать ходьбу и скольжение друг за другом и
в парах. Приучать быстро изменять движения. Учить детей понимать, что
длительное скольжение зависит от энергичных толчков.
I часть. Игра «Найди пару». Ходьба врассыпную с переходом на скольжение друг за другом и ходьбу парами. Повторить 3 раза.
II часть. Игра «Кто дальше». Разбег из 2—3 шагов и переход на двухопорное скольжение. Повторить 5—8 раз.
III часть. Произвольное катание в течение 3 мин.
6. Задачи. Те же, что и в 4-м занятии.
I часть. Игра «Найди пару». Ходьба врассыпную, скольжение в колонне, ходьба парами. Повторить 4 раза.
II часть. Игра «Кто дальше». Разбег из 4—5 шагов до указанной на
льду линии или любого другого ориентира и переход на двухопорное
скольжение. Дети определяют, кто оказался дальше всех.
Повторить 6—8 раз.
Ill часть. Произвольное катание по краям катка с поворотом в противоположную сторону (3 мин).
7. Задачи. Те же, что и в 6-м занятии.
I часть. 1. Игра «Сделай фигуру». Повторить 6 раз.
2. Подводящее упражнение — в позе конькобежца отвести ногу в сторону-назад и приставить к опорной. Повторить 5 раз.
II часть. 1. Разбег с помощью поочередных скольжений то на одной, то на другой ноге, расстояние 10 м. Повторить 6—8 раз.
2. Игра «Воротики». Повторить 4—6 раз.
III часть. Произвольное катание 3 мин.
8. Задачи. Закреплять навык катания друг за другом. Приучать
сохранять интервал между товарищами, кататься, не перегоняя друг друга,
быстро переходить с одного движения на другое. Учить выполнять поворот
влево и вправо без отрыва ног ото льда.
I часть. Игра «Сделай фигуру» при катании друг за другом. Придумать самостоятельно фигуру. Повторить 6 раз.
II часть. 1. Разбег по прямой с переходом на поворот у снежного
кома. Повторить 3—4 раза. Предложить детям дать оценку качества
движения товарищей.
2. Игра «Кто дальше». Повторить 6 раз.
III часть. Произвольное катание 3 мин.
9. Задачи. Учить детей при катании делать длинный шаг, перенося
при этом тяжесть тела на опорную ногу и сохраняя наклон туловища.
Упражнять в умении делать поворот после скольжения, наклоняя при этом
коньки и туловище в сторону поворота.
I часть. 1. Кататься друг за другом, взмахивая руками или положив их за спину. Игра «Шаги-великаны». Повторить 3 раза. 2. Упражнение «Неваляшка». Повторить 4—6 раз.
II часть. 1. Разбег по прямой до линии на льду, затем перейти на
двухопорное скольжение и около снежного кома сделать поворот.
Повторить 5 раз.
2. Игра «Не поднимай ног». Повторить 3 раза.
Ill часть. Произвольное катание в течение 3 мин.
10. Задачи. Совершенствовать катание, сохраняя длительное
скольжение на одном коньке после толчка. Закреплять поворот, не отрывая
коньков ото льда в условиях специального задания и в игровой ситуации.
I часть. Игра «Будь внимательным». Дети, катаясь друг за другом,
переходят по указанию воспитателя на шаги-великаны; со скольжения, не
поднимая коньков ото льда, на пружинку. Каждый вид катания сочетается с
обычным катанием. Повторить 3—4 раза.
II часть. 1. Упражнение «Елочка». Ввести элемент соревнования «У кого дальше коньки скользят». Повторить 6 раз.
2. Поворот после разбега 5 м влево и вправо. Въезжать в дугу, выложенную из снега.
III часть. Игра «Космонавты». Повторить 3 раза.
11. Задачи. Приучать детей при катании врассыпную. Применять
имеющиеся умения в поворотах, быстро переходить в указанное воспитателем
построение. Учить детей бегать по кругу.
I часть. Игра «Построй шеренгу, колонну, круг». Катание по всему
катку в любом направлении, по указанию воспитателя построиться.
Повторить 3—4 раза.
II часть. 1. Бег по кругу, нарисованному на льду, влево и вправо. Повторить 3—4 раза.
2. Игра «Космонавты». Повторить 4—6 раз.
III часть. Игра «Шаги-великаны». Произвольное катание 3 мин.
12. Задачи. Учить управлять коньками и туловищем при выполнении
конкретных двигательных заданий. Совершенствовать катание в одном темпе:
закреплять катание по прямой с помощью толчков.
I часть. Игра «Найди пару». Дети катаются врассыпную, на сигнал воспитателя находят пару и катаются вместе. Повторить 2—3 раза.
II часть. 1. Упражнение «Змейка». Разбег и скольжение, объезжая 5 снежков.
2. Игра «Скорей собери». Разбег и скольжение на двух ногах. Повторить 4 раза.
III часть. Произвольное катание в течение 2 мин. Игра «Поезд». Повторить 2 раза.
13. Задачи. Упражнять детей в беге по кругу. Учить при
скольжении по прямой выполнять невысокий прыжок, хорошо при этом
сгруппироваться: согнуть колени, наклонить туловище. Совершенствовать
бег по кругу, учить наклонять туловище в сторону круга.
I часть. Произвольное катание по всему катку в течение 2—3 мин.
II часть. 1. Пружинки с прыжками. Разбег, скольжение и прыжок через снежный ком (диаметр 10 см). Повторить 4 раза.
2. Игра «Кто скорей до флажка». Разбег по прямой, взять флажок, отдать первому в колонне. Повторить 5 раз.
III часть. Бег по кругу в течение 3 мин.
14. Задачи. Учить детей после разбега приостанавливать коньки
разными способами — «полуплугом» и «плугом». Упражнять в умении
управлять коньками при огибании ориентиров, при катании друг за другом в
разных направлениях.
I часть. Катание по краям катка в быстром и медленном темпе с поворотом кругом в течение 2—3 мин.
II часть. 1. Разбег и торможение «полуплугом» и «плугом». Повторить
по 2 раза каждый вид торможения. Использовать зрительные ориентиры у
места торможения.
2. «Змейка». Разбег и скольжение; не отрывать коньков, наклоняя их
влево и вправо. Каждый считает, сколько получилось у него поворотов.
Повторить 4 раза.
III часть. Игра «Воротики». Разбег, скольжение под шнуром на высоте 65—70 см и прыжок. Повторить 4 раза.
15. Задачи. Упражнять в умении тормозить, выбирать способ
торможения в зависимости от разбега. Учить скользить после разбега,
соединяя вместе и разводя в стороны носки коньков.
I часть. Игра «Кружки и звездочки». Повторить 3—4 раза.
II часть. 1. Упражнение «Фонарики». Разбег 3—4 м, скольжение
1—1,5 м по прямой и скольжение-объезд 3 снежных комьев, соединяя и
разводя носки коньков. Повторить 3 раза.
2. Разбег, скольжение и торможение. Способ торможения на выбор. Повторить 2 раза.
III часть. Произвольное катание в течение 2 мин.
16. Задачи. Совершенствовать умение делать повороты, торможение
при катании в разных направлениях. После энергичного скольжения быстро
придумать какую-либо фигуру в движении на коньках. Закреплять правила
катания на катке.
I часть. Произвольное катание врассыпную, по необходимости делать повороты и торможения.
II часть. 1. Упражнение «Фонарики». Использовать 4 снежных кома. Повторить 6 раз.
2. Игра «Сделай фигуру». Воспитатель поочередно берет за руку ребенка
и как бы выкатывает его в центр крута, дети должны быстро придумать и
сделать фигуру во время скольжения (пружинку, фонарик, ласточку).
Повторить 5 раз.
III часть. Игра «Космонавты». Повторить 3 раза.
17. Задачи. Совершенствовать скольжение на одном коньке.
Приучать выполнять скольжение с изменением направления коньков в любой
части катка. Закреплять умение переносить тяжесть тела с одной ноги на
другую.
I часть. Игра «Поезд». Повторить 4 раза.
II часть. 1. Игра «Не поднимай ног».
2. Игра «Догони ласточку». Повторить 3 раза.
III часть. Произвольное катание в течение 3 мин.
18. Задачи. Совершенствовать катание в правильной посадке. Учить
скольжению на одном коньке. Повторить правила игры «Кружки и
звездочки».
I часть. Катание «змейкой» со сменой ведущих в течение 2—3 мин.
II часть. 1. Упражнение «Цапля» и «Ласточка». Разбег 2—3 м и
скольжение на одном коньке. Дети скользят вперед, как цапля, обратно
— как ласточка. Повторить 3 раза.
2. Упражнение «Змейка». Количество выполненных поворотов — змеек —
дети считают сами. Выигрывает тот, у кого их оказалось больше. Повторить
3 раза.
III часть. Игра «Кружки и звездочки». Повторить 3 раза.
19. Задачи. Совершенствовать катание врассыпную, быстро
переходить с одного движения на другое. Закреплять умение скользить на
одном коньке.
I часть. Игра «Построй шеренгу, колонну, круг». Повторить 4 раза.
II часть. 1. Упражнение «Пистолетик». Повторить 4 раза.
2. Игра «Ледяные домики». Повторить 5 раз.
III часть. Игра «Волчок». Повторить 4 раза.
20. Задачи. Совершенствовать бег по кругу, добиваться энергичного толчка одной ногой. Учить быстроте передвижения на коньках.
I часть. Игра «Будь внимательным». Повторить 4 раза.
II часть. 1. Бег по кругу в левую и правую сторону. Повторить 4 раза.
2. Игра «День и ночь». Повторить 4 раза.
III часть. Игра «Волчок». Повторить 4 раза.
21. Задачи. Формировать координированные движения рук и ног в
катании на коньках. Учить выполнять более длинные шаги с сохранением
правильной посадки. Учить развивать скорость бега на коньках.
I часть. Катание друг за другом и врассыпную с заложенными за спину руками и с энергичными движениями рук (3 мин).
II часть. 1. Упражнение «Пружинка» с прыжком.
2. Игра «Состязание». Повторить 5 раз.
III часть. Произвольное катание в течение 3 мин.
22. Задачи. Упражнять в катании в едином темпе. Приучать
скользить на одном коньке более длительное время. Добиваться одинаковой
силы отталкивания правой и левой ногой.
I часть. Катание друг за другом и в парах с изменением направления (3 мин).
II часть. 1. Разбег и скольжение «фонариком» и «змейкой». Повторить 3 раза каждый вид катания.
2. Игра «Ледяные домики».
III часть. Игра «Сделай фигуру» (вариант из 16-го занятия). Повторить 4 раза.
23. Задачи. Совершенствовать правильную посадку в катании друг
за другом. Упражнять в правильном подтягивании свободной от толчка ноги.
I часть. Игра «Быстрей по местам» (построение в круг). Повторить 4 раза.
II часть. 1. Упражнение «Елочка», катание друг за другом. Смена ног
при толчке осуществляется по указанию воспитателя. Повторить 8 раз.
2. Катание по кругу, отталкиваясь одним коньком (4—6 мин).
III часть. Произвольное катание (3 мин).
24. Задачи. Закреплять в игре приобретенные навыки. Добиваться ловкости, быстроты движений.
I часть. Игра «Поезд». Повторить 4 раза.
II часть. 1. Игра «Волчок». Повторить 5 раз.
2. Игра «Проведи шайбу». Повторить 5 раз.
3. Игра «Салочки». Повторить 5 раз.
III часть. Произвольное катание в течение 3 мин.
25. 3адачи. Те же, что и в 24-м занятии.
I часть. Игра «Кружки и звездочки». Повторить 4 раза.
II часть. 1. Игра «Воротики». Повторить 5 раз.
2. Упражнение «Пистолетик». Ввести элемент соревнования «Кто дальше проскользит». Повторить 5 раз.
3. Игра «Кто скорей до флажка». Повторить 3 раза.
III часть. Произвольное катание в течение 4 мин.
26. Задачи. Те же, что и в 24-м занятии.
I часть. Игра «Будь внимательным». Повторить 4 раза.
II часть. 1. Игра «Проведи шайбу». Повторить 5 раз.
2. Игра «День и ночь». Повторить 6 раз.
III часть. Произвольное катание в течение 4 мин.
Итак, успешное формирование навыков катания на простых коньках у
детей 6—7 лет возможно при правильном подборе содержания обучения,
соответствующего возрасту, при комплексном применении различных
методических приемов с учетом этапов обучения, при соблюдении
индивидуального подхода к детям.
На первом этапе развития навыков катания на коньках, когда дети
знакомятся с движением, преимущественное значение имеют наглядные методы
обучения, позволяющие создать зрительный образ движения. К ним
относятся: показ в сочетании со словом, зрительные ориентиры, подводящие
упражнения, рассматривание куклы, иллюстраций.
На втором этапе наряду с наглядными и словесными методами обучения
используются методы сознательного усвоения движений. К ним относятся:
описание и анализ движения, оценка и самооценка, рисование позы
конькобежца. Качество выполнения движений проверяется на заданиях с
элементами соревнования (например, «Кто лучше нарисует елочку», «Чья
ласточка дальше летит»).
На третьем этапе, когда идет закрепление и совершенствование навыков,
преимущественное значение приобретают подвижные игры и эстафеты.
Игровые приемы обучения позволяют совершенствовать приобретенные навыки и
на основе их вырабатывать новые умения (быстроту реакции, умение
управлять коньками и туловищем в зависимости от способа катания;
кататься врассыпную с внезапными остановками, поворотами и т. д.).
|